Заключение агентского договора по 44 фз. Заключаем агентский договор. Срок исполнения договора

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (пункт 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ).

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил оценка – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Статьей 1006 ГК РФ установлено, что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленным в агентском договоре.

Таким образом, агентский договор, которым предусмотрено вознаграждение агента, является возмездным договором.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г.

N 19 “Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта” при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала.

Таким образом, возможно заключение контракта с указанием формулы цены и максимального значения цены контракта, в случае если контрактом предусмотрена зависимость вознаграждения исполнителя от количества проданных им билетов.

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов

Содержание

Обзор документа

Сообщается, что если в контракте устанавливается зависимость размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала, то в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Согласно уставу федеральное бюджетное учреждение имеет право заниматься приносящей доход деятельностью. При этом все закупки для своих нужд осуществляет, руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Может ли данное учреждение заключить агентский договор по реализации санаторно-курортных путевок (агентское вознаграждение составляет более 100 тыс. руб.

)? Какие процедуры необходимо провести для этого? Можно ли заключить контракт с единственным контрагентом, или следует осуществлять закупку конкурентным способом?

Заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, бюджетным учреждением по общему правилу регулируется Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) – п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 данного акта.

Случаи, когда заключение договоров на приобретение товаров, работ, услуг не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого документа.

Агентский договор, на наш взгляд, относится к договорам оказания услуг (п. 2 ст. 779, ст. 1005, ст. 1011 Гражданского кодекса РФ), следовательно, его заключение подпадает под действие Закона № 44-ФЗ.

Сказанное, в частности, подтверждают положения постановления Правительства РФ от 13.01.

2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта», в котором упоминается среди прочих заключение контракта на предоставление агентских услуг.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют перечисленные в ч.

2 этой же статьи конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). За исключением случаев, предусмотренных ст.

56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ, закупка производится путем проведения открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Осуществлять закупку услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, когда использование иных способов определения исполнителя невозможно или нецелесообразно (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Пункт 18 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ допускает возможность заключения с единственным контрагентом контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок – бланков строгой отчетности.

Как видим, услуги по реализации санаторно-курортных путевок в данном пункте не указаны, поэтому, учитывая сумму контракта, заключение указанного в вопросе договора без предварительного проведения конкурентных процедур невозможно.

Проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса (в т. ч.

с ограниченным участием), закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона или запроса предложений возможно только в случаях, установленных законом и иными нормативными актами (ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 57, ч.

2 ст. 83, ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ). Заключение указанного в вопросе договора к таким случаям не отнесено.

Таким образом, из предусмотренных Законом № 44-ФЗ способов определения контрагента для заключения рассматриваемого договора принципиально могут быть использованы открытый конкурс, электронный аукцион или запрос котировок и лишь в определенных случаях по результатам проведения торгов (например, при признании соответствующей процедуры несостоявшейся) – иные способы (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отметим также, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры.

С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.

Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с пунктом 2 части 2.

1 Закона № 44-ФЗ муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.Таким образом, МУП, являющийся исполнителем агентского договора, не включает данный договор в план-график закупок, так как не является заказчиком и не закупает товары, работы, услуги, а наоборот оказывает услуги и получает за них оплату.

Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 № Д28и-2154

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМО от 19 августа 2016 года № Д28и-2154

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г.

№ 321-Ф3 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц” государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, принятым государственными, муниципальными унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ распространяются в том числе на государственные унитарные предприятия, не являющиеся получателями субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. журнала – это высшая степень достоверности.

Агентский договор по 44 ФЗ заключается на условиях проведения тендеров бюджетной организацией, выступающей в данном случае в роли государственного заказчика.

При этом следует учитывать, что если речь идет о медицинских организациях, то вознаграждение агенту не может выплачиваться из бюджетных средств, рассчитанных на оказание медицинских услуг по ОМС Агентское вознаграждение должно уплачиваться только за привлеченных клиентов, которым были оказаны платные медицинские услуги. Когда сумма заключаемого единоразово агентского договора не будет превышать 100 тысяч рублей, то согласно 44 ФЗ проведение конкурса не потребуется.

Агентский договор 223 ФЗ

Согласно 223 ФЗ гос.учреждения, деятельность которых касается закупок, обязаны заключать договоры на поставку продукции путем проведения соответствующей процедуры закупок, если речь идет о сумме контрактов свыше 300 000 тысяч.

Заключение агентского договора в таком случае противоречит 223 ФЗ, т.к. осуществлять закупочную деятельность должен сам заказчик, а не агент, иначе данный договор согласно действующему законодательству будет признан недействительным.

Однако, если речь идет о закупках у единственного поставщика и их сумма не превысит 100 000 рублей, то агентский договор и 223 ФЗ не будут противоречить друг другу. Однако, стоит отметить, что процедура осуществления закупок через агента должна быть прописана в соответствующем положении о закупках.

Источник: https://www.solidar.ru/society/agentskii-dogovor-44-fz-reguliruetsya-zaklyuchaem-agentskii-dogovor.html

Заключение агентского договора: кто может быть агентом, порядок оформления

Кто может быть агенто

Порядок оформления агентского договора

Условия агентского договора

Как оформить агентский договор

Риски заключения агентского договора

Нередко предприниматели не успевают справляться со всеми поставленными задачами, поэтому идея нанять себе помощника становится актуальной и востребованной.

Для этого следует найти человека, готового выполнять различные поручения и составить с ним договор, который будет гарантировать добросовестное сотрудничество на определённый срок.

Такой договор называется «агентский» и подразумевает отношения заказчик (принципал) – исполнитель (агент).

Кто может быть агентом

Требования для лица, которое может занимать подобную должность:

  • Во-первых, важно учитывать: чаще всего агент работает удалённо – то есть его не нужно оформлять как сотрудника фирмы. Это скорее преимущество – так как у тех, кто работает удалённо, более свободный график, однако часто это затрагивает и сумму вознаграждения.
  • Во-вторых, немаловажным фактором является то, что выполняемые им задачи затрагивают разные области, например: анализ рынка, продвижение продукции, заключение сделок, ведение переговоров с потенциальными спонсорами и так далее.
  • В-третьих, есть смысл заключать агентский договор, если задач будет много, и все они разноплановые. В противном случае, например, если все задачи юридического плана, или же задание вообще только на один раз, лучше составить договор поручения или комиссии.
  • В-четвёртых, оказание подобных услуг попадает под определение предпринимательской деятельности, так как агент является получателем регулярного дохода. Так что, если гражданин не зарегистрировал ИП, об официальном сотрудничестве не может быть речи. В противном случае ему придётся выплатить штраф – около 2 000 рублей.

Итак, если все факторы сходятся, и гражданин подходит принципалу в качестве агента, обе стороны приступают непосредственно к заключению договора.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Порядок оформления агентского договора

Договор оформляется в письменном виде, однако нет необходимости где-то регистрировать документ – достаточно лишь подписей обеих сторон. При желании бумаги можно проверить у юриста или заверить в нотариальной конторе. Также договор желательно иметь каждой из сторон – следовательно, составлять его следует в двух экземплярах.

Условия агентского договора

Для того, чтобы заключить именно такой договор, а не похожий, важно помнить об особенностях и условиях такого документа. Ниже перечислены основные отличающие факторы:

  1. Договор заключается между агентом и принципалом: первый берёт на себя ответственность за выполнение заданий, поставленных вторым.
  2. Задачи должны быть разноплановые и рассчитанные на длительный срок: к примеру, это может быть как серьёзное дело на несколько дней, так и мелкая просьба, которая не займёт много времени.

Как оформить агентский договор

В тексте должны быть подробно указаны условия сотрудничества. Вот некоторые обязательные пункты и примерная структура агентского договора:

  1. Первое, о чём стоит написать – предмет договора. Здесь следует указать, для чего вам помощник, какие задачи он должен будет выполнять (желательно написать максимально конкретно). При наличии каких-то особых условий, их также можно написать здесь.
  2. Если срок, на протяжении которого вы планируете сотрудничество, оговорен – не забудьте его указать. Однако бывают ситуации, когда договор оформляют бессрочно: например, до момента, когда одна из сторон прекратит работу. Об этом также стоит написать.
  3. Также следует обговорить: будет ли исполнитель действовать от своего лица, или всё же, как представитель того, с кем заключён договор. Если в вашей ситуации более актуален второй вариант – следует оформить нотариальную доверенность на имя агента.
  4. В обязанности агента входит регулярное предоставление отчёта о проделанной работе. В документе следует указать, как часто и в какой форме принципал хочет получать итоги.
  5. Так как договор предполагает наличие вознаграждения по факту выполненной работы, следует указать и этот момент. Напишите о том, когда, как, и в каком количестве, исполнителю будут выплачиваться наличные средства.
  6. Также стоит заранее обсудить вопрос о расходах агента, например, деньгах, потраченных на проезд в процессе выполнения поручения. Если предприниматель готов их оплачивать, то об этом также стоит упомянуть в документе.
  7. При желании можно также договориться о том, что:
  • Ни одна из сторон (либо только исполнитель или заказчик) не будет заключать аналогичные договоры со вторыми лицами.
  • Агент обязан выполнять все задачи самостоятельно, не привлекая к выполнению посторонние лица. Если же это делать можно – укажите это в договоре.

8) В заключении следует указать, какую ответственность понесёт каждая из сторон за нарушение раннее оговоренных обязательств и какие существуют основания для того, чтобы расторгнуть заключенный договор (например, смерть или болезнь одной из сторон).

9) И последнее – дата заключения агентского договора, подписи обеих сторон.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Риски заключения агентского договора

Чтобы свести все риски к минимуму, следует очень ответственно относиться к ведению документации, так как в случае возникновения проблем это будем практически единственным доказательством вашего сотрудничества.

  1. Начинается всё непосредственно с договора: проверьте, чтобы всё написанное в нём действительно соответствовало тому, чего вы ждёте от сотрудничества. Постарайтесь продумать самые разные ситуации, и постараться заранее предусмотреть все опасности – это поможет правильно составить договор, прописав в нём всё необходимое.
  2. Второе, на что стоит обратить внимание – отчётность и другая документация. Всё это нужно хранить в надёжном месте, однако не стоит путать документы, необходимые предприятию или предпринимателю (квитанции, чеки, договоры) и справки или бланки, подтверждающие отчётность агента и принципала.

Бывает так, что всё пошло не по плану – к примеру, агент взял аванс и пропал на определённый срок, или принципал не выплачивает обещанное вознаграждение за выполненную работу. Обычно такие моменты также следует учитывать, заключая договор. В любом случае, попробуйте обратиться с жалобой в высшие инстанции, как доказательство, приведя составленный договор.

Источник: https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/zaklyuchenie-agentskogo-dogovora/

Срок заключения агентского договора

, если соглашением сторон не установлен иной срок (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).

Форму отчета посредника желательно закрепить в договоре. Он может содержать следующие сведения:

— дата составления отчета;

— реквизиты агентского договора (наименование, номер, дата);

— перечень совершенных юридических действий и даты их совершения;

— перечень совершенных фактических действий и даты их совершения;

— расходы, понесенные агентом в связи с исполнением договора;

— перечень документов, подтверждающих расходы агента и прилагаемых к отчету;

— реквизиты агента и принципала (наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения);

— должность, фамилия, инициалы и подпись лица, действующего при составлении отчета от имени агента.

В случае, когда требования отчета не согласованы, агент вправе направить принципалу отчет произвольного содержания.

Существенные условия договора

К существенным условиях агентского договора относятся:

  • предмет договора (как правило, это различные юридические и фактические действия);
  • указание, от чьего имени действует агент: от своего или от имени принципала (иногда одним и тем же договором определяется, что в одних сделках агент выступает от своего имени, а в других – от имени принципала).

Срок агентского договора

Что касается срока агентского договора, то по закону он не относится к существенным условиям, поскольку может заключаться как на определенный срок, так и без указания срока действия.

Если договор заключен на определенный срок, то он истекает с окончанием этого срока.

НК.

В случае, если агент для исполнения соглашения привлекает субагента, сумма вознаграждения последнего учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 НК РФ: на дату утверждения отчета субагента при применении метода начисления или после ее оплаты субагенту при кассовом методе.

НДС

Операции по реализации посреднических услуг на территории РФ являются объектом налогообложения НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса, место реализации услуг по агентскому договору определяется по месту нахождения исполнителя. То есть услуги агента – российской организации облагаются НДС.

Проводки будут такими:

Дебет 76 Кредит 90-1 – Отражена сумма вознаграждения агента;

Дебет 90-3 Кредит 68 НДС – Начислен НДС с вознаграждения.

Если в налоговом учете агент применяет кассовый метод и полученное вознаграждение приходится на более поздний отчетный период, чем утверждение отчета принципалом, в бухгалтерском учете возникают налогооблагаемая временная разница и отложенное налоговое обязательство, которые погашаются в месяце признания дохода в налоговом учете:

Дебет 68-пр Кредит 77 – Отражено отложенное налоговое обязательство.

Дебет 51 Кредит 76 – Получена от принципала сумма вознаграждения по договору.

Дебет 77 Кредит 68-пр – Погашено отложенное налоговое обязательство.

В случае получения агентом по договору аванса, он не признается до ходом и отражается в составе кредиторской задолженности.

Заключение агентского договора

Причиной прекращения агентского договора могут также служить смерть агента, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, если агент является физическим лицом, или признание агента несостоятельным (банкротом), если он является индивидуальным предпринимателем.

Если агент выступает в сделках с третьими лицами от своего имени, но за счет принципала, права и обязанности по сделкам, заключенным им для принципала и во исполнение его указаний, переходят последнему (пункт 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2002 г.

Заключение агентского договора с физическим лицом

Если только одна из сторон осуществляет предпринимательскую деятельность, то право на односторонний отказ может быть предоставлено договором лишь стороне, не занимающейся предпринимательской деятельностью. Стоит заметить, что до вынесения Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 г.

№ 16 « Внимание О свободе договора и ее пределах» и внесения изменений в ГК РФ с 1 июня 2015 г., в частности, в статью 310 Кодекса, судебная практика заключала в себе две позиции судов.

Согласно первой позиции суды считали, что условие одностороннего отказа в договоре ничтожно ввиду того, что статья 1010 ГК РФ императивна и предусматривает возможность одностороннего отказа лишь для бессрочного договора.

Заключение агентского договора по 44-фз

Детально прописать можно любые особенности, начиная с обязанности по предварительной подготовке товара и заканчивая оформлением места реализации.

  • Не исключена возможность изменения размера вознаграждения агента в зависимости от того, какие функции на него возложены. Стороны в договоре могут определять конкретные условия, увеличивающие или уменьшающие размер вознаграждения.

Агентский договор и налоги

Для агента налоговую базу составляет сумма вознаграждения, а для принципала – расходы на оплату агентских услуг, которые относятся к расходам, связанным с производством и реализацией товаров, услуг.

Заключение агентского договора на коммунальные услуги

При этом если в агентском договоре будет указан срок исполнения поручения, но не будет указан срок действия договора, то будет считаться, что такой договор заключен без определения срока его действия, поскольку срок исполнения поручения таковым не является (определение ВАС?РФ от 2?июня 2011?г. №?ВАС-2840/10).

прекращение/расторжение агентского договора

При заключении договора на определенный срок, такой договор прекращается в связи с его истечением. Если же заключен бессрочный договор, он может быть прекращен в одностороннем порядке в силу отказа одной из сторон от исполнения договора.

В то же время в случае заключения агентского договора на определенный срок отказ от договора возможен, если это предусмотрено договором и обе стороны являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Заключение агентского договора по 223-фз

Напишите о том, когда, как, и в каком количестве, исполнителю будут выплачиваться наличные средства.

  • Также стоит заранее обсудить вопрос о расходах агента, например, деньгах, потраченных на проезд в процессе выполнения поручения. Если предприниматель готов их оплачивать, то об этом также стоит упомянуть в документе.
  • При желании можно также договориться о том, что:
  • Ни одна из сторон (либо только исполнитель или заказчик) не будет заключать аналогичные договоры со вторыми лицами.
  • Агент обязан выполнять все задачи самостоятельно, не привлекая к выполнению посторонние лица.

Заключение агентского договора с иностранной компанией

Однако если агент осуществляет поиск исполнителей для принципала, мы рекомендуем конкретизировать действия агента для минимизации риска переквалификации договора (и перерасчета налоговых обязательств агента).

В частности, поручение принципала может заключаться в том, что агент:

— находит покупателей на товар принципала, либо наоборот, находит для принципала необходимое для него имущество (например, недвижимое);

— находит исполнителей для выполнения работ (оказания услуг) на объектах принципала;

— заключает от своего имени, но за счет принципала, договора с исполнителями, покупателями, продавцами;

— осуществляет иные действия, порученные ему принципалом.

Отметим, что агентский договор на реализацию или закуп товара (имущества) в отношении его юридической сути вопросов как правило не вызывает.

Источник: https://helpbyavto.ru/srok-zaklyucheniya-agentskogo-dogovora/

Заключаем контракт с посредником

В ряде случаев государственному (муниципальному) заказчику есть резон заключить агентский договор со сторонней организацией и переложить на неё некоторые свои функции. К примеру, поиск продавцов той или иной продукции, застройщиков объекта недвижимости и пр.

Необходимость в услугах агента может возникнуть, к примеру, если заказчик не обладает достаточной компетенцией в определённой сфере деятельности либо ресурсами (в т. ч. кадровыми) для ведения переговоров, анализа качества и стоимости товаров (услуг, работ) и т. п.

Рассмотрим правовые основания заключения таких договоров.

Прямой нормы, устанавливающей возможность заключать агентский договор государственным (муниципальным) заказчиком (далее – заказчик), Закон № 44-ФЗ1 не содержит. Однако и запрета на подобные действия в указанном нормативно-правовом акте нет. А что не запрещено, то разрешено.

В подтверждение данного суждения приведём позицию Высшего Арбитражного Суда. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.01.

2012 № 10939/11 по делу № А45-16998/2010 государственный (муниципальный) заказчик вправе делегировать осуществление отдельных функций, связанных с размещением заказов, путём заключения агентского договора в соответствии с положениями ст. 1005 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

В этом случае считается, что агент действует в интересах публичного образования, выступает от своего имени, но за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала, поэтому должен руководствоваться как нормами ГК РФ, так и Законом о контрактной системе.

Правда, свой вывод ВАС РФ сделал на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, который в настоящее время утратил силу. Но по аналогии может рассматриваться и в рамках действия Закона № 44-ФЗ. На практике агентские договоры используются довольно широко. Приведём несколько примеров.

Между Комитетом по формированию областного продовольственного фонда (государственный заказчик) и ЗАО «РП-2000» (агент) было заключено агентское соглашение, согласно которому агент обязался от своего имени, но за счёт заказчика заключить с сельхозтоваропроизводителями комплекс договоров, направленных на приобретение у них сельхозпродукции для нужд областного продовольственного фонда.

Департамент строительства Краснодарского края (государственный заказчик) и МУП «Дирекция строительства объектов по контрактам с инофирмами» (агент) заключили агентский договор, по условиям которого агент принимает на себя обязанности по исполнению функций заказчика по организации строительства объектов государственного заказа, финансируемого за счёт средств федерального и (или) краевого бюджетов. А департамент обязуется принять работу и обеспечить оплату в пределах средств, фактически выделенных из соответствующего бюджета.

Государственное учреждение «Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края» (принципал) заключило агентский договор с ООО «Русь» (агент). Согласно договору принципал поручал агенту, а агент принял на себя обязательство совершить от своего имени и за счёт принципала действия по приобретению театральных кресел для последующей передачи в МАУ «Досуговый центр».

Поскольку в системе госзакупок агентский договор носит смешанный характер, заказчику недостаточно будет применять к нему общие правила ГК РФ (глава 52 «Агентирование»). Выбор агента следует осуществлять посредством проведения закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

При этом необходимо соблюдать требования постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19.

Здесь, в частности, отмечено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (так называемая скользящая цена) в случае заключения контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала.

Заказчик может указать, что агент должен перечислять ему не менее 75% от всех вырученных средств, и сделать при этом размер агентского соглашения предметом аукционного торга.

Способ закупок определяется в зависимости от начальной цены, предмета и специфики контракта. К примеру, в распоряжении Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р в соответствующем перечне содержится позиция об агентах:

Следовательно, подобные закупки следует проводить только в форме электронного аукциона, за исключением случаев закупок услуг агентов путём проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного исполнителя с учётом требований Закона № 44-ФЗ.

Основные положения

Итак, согласно ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала.

При этом в роли агента может выступать как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. В свою очередь, принципалом в равной степени могут быть и госорганы, и органы местного самоуправления, выступающие в хозяйственном обороте как юридические лица (ст.

124–126 ГК РФ).

Агентский договор всегда носит возмездный характер (это императивное предписание ст. 1005 ГК РФ), в отличие, например, от договора поручения, исполняющегося безвозмездно.

Договор считается заключённым, если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ). В агентском договоре таковыми являются:1) условие о его предмете;2) условие о том, от чьего имени выступает агент;

3) условия, по которым должна быть достигнута совместная воля сторон, хотя бы по настоянию одной из них.

Кроме того, необходимо соблюсти требования ст. 34 Закона № 44-ФЗ. В частности, к обязательным условиям контракта с агентом относятся:

  • условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34);
  • о порядке и сроках оплаты услуг (ч. 13 ст. 34). Необходимо указать, в какой форме будет осуществляться оплата (наличный или безналичный расчёт), предусмотрена ли выплата аванса, а также отразить размер аванса, срок и порядок его выплаты, срок и порядок оплаты оказанных услуг – поэтапная оплата, оплата в один этап и т. д.;
  • о порядке и сроках приёмки оказанных услуг (их результатов) – ч. 13 ст. 34;
  • о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок, реквизиты документов, подтверждающие его внесение) – ч. 1 ст. 96. При закупке у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. и в ряде других перечисленных в ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ случаев заказчик вправе не требовать предоставления обеспечения;
  • график исполнения – если контракт заключается на срок более трёх лет и его цена составляет более 100 млн руб. (ч. 12 ст. 34);
  • о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта – если заказчик в дальнейшем хочет воспользоваться таким правом (ч. 14 ст. 34).

По характеру исполнения агентский договор имеет сходство с другими посредническими соглашениями: договорами поручения и комиссии в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени.

Все они заключаются с целью совершения сделок по чужому поручению, в чужом интересе (это и есть предмет договора). Однако агентский договор помимо непосредственно юридических действий должен включать иные фактические действия.

В рамках госзаказа это может быть анализ рынка, расчёт начальной (минимальной) цены контракта, сбор необходимой информации и пр.

Если помимо юридических действий договором не предусмотрено совершение фактических действий и наоборот, к нему не могут применяться положения главы 52 ГК РФ об агентировании (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 № 07АП-4510/09).

В зависимости от условий договора будут выстраиваться взаимоотношения с будущими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Так, если агент совершает сделки от своего имени, он приобретает права и обязанности перед третьими лицами.

Даже если принципал (заказчик) был поименован в сделке или вступил с третьими лицами в непосредственные отношения.

Если же агент совершает сделку от имени принципала (заказчика), то права и обязанности возникают у последнего (см. постановление ФАС Московского округа от 30.04.2014 № Ф05-3764/14 по делу № А41-16174/12). При этом в агентском договоре возможно:

  • указание конкретных сделок, которые должен совершать агент по поручению заказчика;
  • делегирование агенту прав на любые сделки и связанные с ними юридические и иные действия от имени принципала. В этом случае заказчик (принципал) не вправе выдвигать против требований третьих лиц (с которыми агент совершил сделку) возражения со ссылкой на то, что не давал агенту тех или иных полномочий.

Чтобы снять с себя ответственность перед третьим лицом, принципалу необходимо будет доказать, что это лицо знало (либо должно было знать), что у агента не было полномочий совершать определённую сделку.

От чьего бы имени не выступал агент, он всегда действует за счёт принципала. При этом средства, необходимые для исполнения агентского поручения, не входят в сумму возмещения иных расходов агента, понесенных им при исполнении договора.

Соответственно, условие о вознаграждении в агентском договоре не является существенным – принципал обязан его уплатить (ст. 1006 ГК РФ). Но только после предоставления агентом отчёта за прошедший период.

Отчётность

По общим правилам отчёт о проделанной работе предоставляется агентом в сроки и в порядке, установленные в договоре, либо (при отсутствии таковых) по мере исполнения или по окончании действия соглашения (ст. 1008 ГК РФ).

К отчёту прилагаются первичные учётные и другие оправдательные документы, которые будут служить доказательством расходов средств заказчика. Это могут быть счета-фактуры, накладные, чеки, квитанции, акты выполненных работ и пр.

В течение 30 дней (если иной срок специально не оговорён в договоре) с момента получения отчёта принципал может высказать по нему свои возражения.

По истечении указанного периода отчёт считается принятым.

В то же время вознаграждение за проделанную работу должно быть выплачено в течение недели с момента представления отчёта (если иное не оговорено в договоре). Образец отчёта см. в примере 5.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/97170

Как привлечь посредника к исполнению контракта

Контрактная система позволяет поставщикам привлекать помощников для участия в закупках и исполнения контракта. Давайте разберемся, кто может выступать в этой роли и когда это уместно.

Согласно п. 4 ст. 3 № 44-ФЗ, участником тендера может быть любое физическое или юридическое лицо, место нахождения и происхождения капитала которого значения не имеют (кроме офшорных компаний).

В то же время ч. 3 ст. 27 закона наделяет поставщиков правом привлекать представителей для участия в госзакупках.

Для подтверждения полномочий такому помощнику должна быть выдана доверенность, оформленная по правилам ГК РФ.

То есть закон № 44-ФЗ разрешает привлекать посредников практически любого типа.

По отношению к участнику (принципалу) помогающая компания может выступать в роли агента по агентскому договору (ст. 1005 ГК РФ). На основании такого соглашения первый поручает второму выполнять действия, связанные с торгами как от своего имени, так и от имени помощника. В обоих случаях права реализуются за счет принципала.

При составлении такого договора следует обратить внимание на часть, определяющую, от чьего имени агент будет совершать порученные ему действия. Как показывает судебная практика, в этом вопросе часто возникают споры между заказчиком и участником.

Рассмотрим случай, когда при проведении аукциона на приобретение квартиры заявка на участие была подана не собственником жилья, а его поверенным. В состав этой заявки, помимо прочего, включили:

  • свидетельство о собственности;
  • доверенность;
  • агентский договор.

И если по доверенности агент мог совершать любые действия, необходимые для участия в торгах, от имени доверителя (собственника), то в агентском договоре подобный пункт прописан не был.

При этом заявку посредник подал от своего имени. Суд решил, что агент не имел таких полномочий, а потому заявку признали недействительной (Решение АС Красноярского края от 24.02.

2016 по делу № А33-26459/2015).

Стоит принять во внимание и абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ, где установлено, что если агент действует от своего лица, то именно он приобретает права и обязанности по сделке. А это противоречит нормам контрактной системы (ч. 3 ст. 27 и ст. 182 ГК РФ).

Для исполнения контракта победитель торгов также вправе привлекать сторонние организации, если не запрещено документацией. Более того, закон № 44 устанавливает требования только к участникам закупок, а не к исполнителям сделки (ст. 31).

Поэтому помощники могут не обладать характеристиками победителя, который, в свою очередь, не обязательно должен иметь требуемые для исполнения обязательств лицензии и разрешения (Решение Нижегородского УФАС России от 15.09.2015 № АШ-09/9228).

Однако участнику не лишним будет подтвердить в заявке планируемое сотрудничество с посредниками (копии лицензий, договоров субподряда и т. п.)

Функции посредника

Полномочия посредника должны быть прописаны в доверенности и агентском договоре (при наличии). Закон не устанавливает ограничений в данном вопросе, а потому можно указать, что в интересах и от имени участника помощник имеет право на:

  • получение аккредитации на ЭТП;
  • подачу заявки для участия в закупке;
  • присутствие при вскрытии конвертов с заявками;
  • подписание и получение экземпляра контракта;
  • подачу жалобы в ФАС и участие в ее рассмотрении.

Кроме вышеуказанных документов, права посредников могут быть прописаны и в самом контракте. Здесь же указывают и действия, которые они могут совершать при исполнении сделки (поставка, приемка продукции, выполнение и сдача работ или услуг).

Как оформить правоотношения: пошаговая инструкция

Чтобы для споров не возникало оснований, потенциальному поставщику следует выполнить следующие шаги:

  1. Найти организацию, которая сможет оказать требуемый для участия в закупках спектр услуг.
  2. Заключить с ней агентский договор при необходимости (обязательно указать, от чьего имени будет действовать агент, а также его полномочия).
  3. Выписать доверенность на имя посредника, прописать в ней действия, которые он вправе выполнять.
  4. Приложить документы, указанные в п. 2 и 3, к пакету бумаг, передаваемых оператору ЭТП (для аккредитации).
  5. Включить документы, указанные в п. 2 и 3, в состав заявки (для участия в торгах).
  6. Предъявить заказчику бумаги из п. 2 и 3 (по требованию).

Если речь идет уже о выполнении условий сделки, то здесь в дополнение к п. 1-3 необходимо:

  1. Изучить тендерную документацию на предмет запретов на привлечение субподрядчиков.
  2. Удостовериться в наличии у помощника разрешительных документов для исполнения обязательств (лицензии, допуски), получить их копии.
  3. Известить заказчика о привлечении посредников.

Источник: https://goscontract.info/shkola-goszakupok/kak-privlech-posrednika-k-ispolneniyu-goskontrakta