План
Введение
1. Понятие и общая характеристика органов исполнительной власти
2. Понятие и особенности системы органов исполнительной власти субъектов РФ
3. Высшее должностное лицо субъекта РФ
4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
5. Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ
Заключение
Список используемой литературы и нормативных актов
Содержание
- 1 Исполнительная власть: виды, полномочия и основные функции
- 2 Органы государственной власти в России
- 3 Кто осуществляет исполнительную власть в РФ: Конституция РФ
- 3.1 Понятие и правовые аспекты исполнительной власти
- 3.2 Система и структура исполнительной власти
- 3.3 Полномочия президента РФ:
- 3.4 Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:
- 3.5 Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
- 3.6 Полномочия Правительства РФ:
- 3.7 Полномочия Конституционного Суда РФ:
- 3.8 Правительство — высший исполнительный орган в РФ
- 3.9 Порядок формирования исполнительной власти
- 3.10 Заседания высшего исполнительного органа
- 3.11 Признаки и функции исполнительной власти в России
- 3.12 — Функции исполнительной власти в России
Введение
В настоящее время конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст.77 (ч.
2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти.
Республики, входящие в состав Федерации, самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти, включающую и органы исполнительной власти. В уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья системы исполнительных органов.
Действующее законодательство наряду с широким использованием термина “органы исполнительной власти” часто содержит упоминания об “исполнительных органах”, о “государственных органах управления”.
А Указ Президента РФ “О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти” от 17 марта 1997 г.
характеризует субъекты исполнительной власти как “органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление”.
Наконец, Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органон государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.
(с последующими дополнениями и изменениями) допустил возможность использования в одном значении терминов “исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации” и “органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации”.
В данной работе мы рассмотрим особенности исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
1. Понятие и общая характеристика органов исполнительной власти
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями.
Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности.
Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Выделим основные признаки исполнительных органов власти
Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
Органы исполнительной власти являются носителями определенного объема государственно-властных (юридически властных) полномочий.
Эти полномочия выражаются прежде всего в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения).
Наличие определенного объема юридически властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределами данного органа, – наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти. Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой акты законодательных и судебных органов государственной власти.
С одной стороны, они подзаконны, но предназначены для исполнения требований, содержащихся в законах. С другой стороны, правовые акты исполнительных органов отличаются от актов судебных органов, имеющих преимущественно негативно-юрисдикционный характер, и не выражают присущие судебным органам функции и полномочия правосудия.
Исполнительные органы представляют собой разновидность государственных организаций, в числе которых действуют также государственные организации.
Но последние не являются носителями государственно-властных полномочий, не выполняют функции по реализации Исполнительной власти, поскольку представляют собой не органы государства, а соответствующим образом организованные трудовые коллективы, основным назначением которых является создание материальных ценностей (например, завод), оказание тех или иных материальных услуг, наконец, осуществление социальных функций (например, больница, школа).
Исполнительные органы также представляют собой определенные трудовые коллективы, формируемые государством в соответствии с их целевым назначением на базе определенной организационной структуры.
Имеется в виду внутреннее построение органа, предполагающее наличие совокупности государственных должностей (штаты), распределение между ними обязанностей и ответственности, определение объема полномочий каждого работника (должностного лица), нанимающего соответствующую должность государственной службы.
Именно государственные служащие составляют сердцевину штатной характеристики органов исполнительной власти (исполнительных органов).
Органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного органа либо в нормах Конституции РФ (например, Правительства РФ), либо в нормах конституций и уставов субъектов Федерации, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке. Компетенция исполнительного органа выражает его задачи, функции, обязанности, полномочия и ответственность.
Характеризуя исполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, сами по себе исполнительными органами не являющиеся.
Каждый орган исполнительной власти имеет определенный для него законодательством территориальный масштаб деятельности, учитывающий особенности федеративного устройства России.
Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов, Президентом РФ, главами республик, краев, областей и т.п. либо но их представлению соответствующими представительными (законодательными) органами власти.
Итак, главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и указов Президента.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации”), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.
Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:
подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;
наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;
подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих.
При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения – вертикальном и горизонтальном.
В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;
оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.
Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает в себя: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структуру органа.
Источник: //mirznanii.com/a/27520/ispolnitelnaya-vlast-v-subektakh
Исполнительная власть: виды, полномочия и основные функции
Чтобы ответить на вопрос, какими бывают виды исполнительной власти, сначала следует ознакомиться с пониманием ее как таковой. Она представляет собой обособленную ветвь власти, которая выполняет свои административные функции на основании законов. В данной статье будут раскрыты понятие и правовой статус исполнительной власти, рассказано о ее органах и их полномочиях.
Понятие
В соответствии с принципом, провозглашающим разделение властей, исполнительная власть – это самостоятельная, независимая от других властная ветвь. Выполняя свое основное назначение, она должна организовать исполнение тех положений, что записаны в Конституции той или иной страны и в ее законах.
Деятельность исполнительной власти по выполнению этой задачи протекает в рамках управленческого процесса и направлена на то, чтобы удовлетворить общественные интересы, запросы и нужды населения. Для достижения указанной цели эта власть прибегает к реализации своих полномочий, применяя при этом средства публичного права, преимущественно административного.
Исполнительная власть осуществляет непосредственное управление всеми сторонами жизни государства, которые являются общественно значимыми. Она не только руководствуется законами, но и исполняет их.
В процессе реализации указаний законодательных актов определенные действия исполнительная власть реализует по собственной инициативе. Иными словами, она распоряжается. Исходя из законов и конкретных ситуаций, ее представители могут, применяя одностороннее властное волеизъявление, обязывать совершать необходимые шаги. При этом допускается административное принуждение.
Основные формы деятельности
Как уже было сказано, исполнительная власть – это такая ветвь власти, которая не только ведет деятельность по исполнению законов, но и отдает распоряжения в тех, пределах, которые предоставлены ей законодательством. Все это она осуществляет в соответствии с предписанными ей основными формами распорядительной деятельности. Здесь речь идет о (об):
- выпуске правовых актов исполнительной власти, касающихся управления;
- использовании распорядительных и контрольных полномочий;
- заключении административных договоров;
- проведении организационных мероприятий.
Структура
При изучении видов исполнительной власти нужно рассмотреть ее иерархическую структуру с точки зрения ее институтов. Она состоит из:
- органов исполнительной власти и существующих между ними организационно-правовых отношений, к которым относятся, например, координация, субординация, контроль;
- корпуса государственных служащих;
- юридической структуры, представленной системой норм, которыми определяется компетенция органов, должностных лиц, различная по объему.
Иерархическая структура является организационной основой исполнительной власти. Механизм ее работы предусматривает осуществление ее полномочий в рамках конкретной административной процедуры.
Полномочия исполнительной власти, которые характеризуют ее иерархическую подчиненность, включают в себя целый спектр правомочий, из них можно выделить такие, как право:
- принимать решения, т. е. очерчивать содержание деятельности, совершать волевой акт с целью решить проблему;
- командовать – отдавать распоряжения, которые являются обязательными к исполнению;
- назначать на должность и снимать с нее;
- реализовывать принуждение на легитимной основе;
- замещать, т. е. иметь возможность производить действия вместо нижестоящей инстанции в том случае, когда она осуществляет свою деятельность неправильно;
- отменять акты нижестоящих инстанций, если они незаконны или нецелесообразны;
- расходовать вверенные объемы ресурсов;
- контролировать работу нижестоящих инстанций;
- разрешать конфликты между подчиненными органами, связанными с вопросами их компетенции и прав.
Административная процедура
Исполнительная власть всегда осуществляет свои полномочия в рамках административной процедуры, что призвано обеспечивать реализацию присущих ей функций. Данная процедура заключается в соблюдении определенного порядка, в соответствии с которым осуществляется властная деятельность органов этого вида власти, решающая управленческие проблемы и разрешающая конкретные индивидуальные дела.
Административная процедура касается, например, регулирования:
- порядка издания правовых актов управления;
- оформления пенсий гражданам;
- рассмотрения их обращений.
Выражающаяся в повседневном оперативном распорядительстве сущность рассматриваемого вида власти и в ее роли в государственном управлении, носящей исполнительский характер, раскрывается посредством многообразия ее функций.
Функции
Когда говорят об основных функциях исполнительной власти, то ведут речь о (об):
- осуществлении управленческой и организационной деятельности, направление которых – исполнение законов и реализация политики государства в разных сферах общественной жизни;
- административном нормотворчестве, т. е. подзаконодательном регулировании;
- административном контроле соблюдения правовых норм и обязательных правил с целью обеспечить правопорядок и законность государственного управления – проведение расследований и инспектирование;
- осуществлении проводимой государством разрешительной политики, куда входят регистрация, лицензирование, сертификация;
- непосредственном обеспечении безопасности общества в целом и отдельных граждан, охране правопорядка – имеется в виду полицейская функция;
- информационном обеспечении органов госвласти и информационно-аналитической деятельности;
- административном правоприменении, о котором сказано ниже.
Административное правоприменение
Его осуществление производится в двух формах:
- Первая из них выражается в оперативно-исполнительной деятельности, в основе которой – реализация содержащихся в правовых нормах предписаний, а также позитивное регулирование при помощи индивидуальных правовых актов.
- Вторая проявляется в юрисдикционной деятельности, осуществляемой административными средствами, и направленной на разрешение управленческих конфликтов, охраняющей правовые нормы от нарушений, обеспечивающей их исполнение и профилактику.
Указанные функции исполнительной власти претворяются в жизнь через конкретные функции видов исполнительной власти, представленых в форме ее органов.
Органы власти
Исполнительным властным органом является такой госорган, который имеет право от имени государства реализовывать свои функции в рамках его компетенции, решать те задачи, которые возникают в процессе госуправления.
Исполнительная власть может осуществляться только через посредство своих органов. Порядок их образования и деятельности, а также их функции, компетенция, методы и формы деятельности определяются в соответствии с законами, положениями и другими нормативными актами.
Каждый из исполнительных органов создается для того, чтобы осуществлять строго определенный вид деятельности по государственному управлению. Вместе с этим в совокупности они характеризуют ряд специфических признаков, отличающих их от прочих властных структур.
Далее будет сказано об органах государственной власти в РФ.
Федеральная администрация
Система исполнительной власти в РФ состоит из совокупности госорганов, формы и виды которых определяются Указом Президента от 14.08.1996 г. за № 1176. Их структура может быть подвержена изменению.
Все зависит от того, будут ли меняться цели и приоритеты политики государства относительно отдельных отраслей управления.
В состав исполнительной власти РФ на уровне федерации входят органы, которые представляют собой следующие организационно-правовые формы:
- министерство;
- госкомитет;
- федеральная комиссия;
- федеральная служба;
- российское агентство;
- федеральный надзор.
Далее приведено их описание.
Виды исполнительной власти РФ (органы)
Среди них находятся:
- Министерства РФ, которые являются федеральными исполнительными органами, призванными проводить в жизнь политику государства и осуществляющими управление в соответствующей сфере деятельности. В случаях, на которые указывает законодательство, ими координируется деятельность прочих органов федерального уровня в данной сфере, являющихся исполнительными. Каждое из них возглавляется федеральным министром, входящим в Правительство России.
- Государственные комитеты и государственные комиссии РФ на коллегиальной основе осуществляют межотраслевую координацию, которая касается вопросов их ведения, и функциональное регулирование определенной сферы деятельности.
- Федеральные службы и российские агентства, а также федеральные надзоры осуществляют ряд специальных функций в определенных сферах деятельности. Это контрольные, исполнительные, регулирующие, разрешительные и прочие функции. Их возглавляют: в первом случае – руководитель, или директор; во втором – генеральный директор; в третьем – начальник. Все указанные руководители назначаются на должность и снимаются с нее Правительством России. Исключение составляют руководители тех органов, которые подведомственны Президенту.
Территориальные органы
В России исполнительная власть реализует свои полномочия не только через центральные, но и через территориальные структуры.
Это происходит в тех случаях, когда федеральные органы образуют подобные структуры.
Их создают, например, Минюст, Минобороны, МИД, Госатомнадзор и многие другие, образуя территориальный уровень исполнительной системы. Как правило, их называют управлениями или главными управлениями.
Возглавляют их начальники, которых назначает и снимает руководитель соответствующего федерального органа, согласуя эти шаги с главой исполнительной власти в субъекте. Последние имеют право на внесение предложений по вопросам работы указанных органов Президенту РФ и Правительству на рассмотрение.
В субъектах рф
Исполнительная власть в этих образованиях осуществляется на основании Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ. Там сказано, что во главе ее стоит высший исполнительный орган соответствующего субъекта.
В тех областях, которые относятся к совместному ведению России и входящих в нее субъектов, исполнительные органы создают единую систему.
В российских субъектах структуру исполнительной власти определяют возглавляющие их лица.
Источник: //FB.ru/article/444012/ispolnitelnaya-vlast-vidyi-polnomochiya-i-osnovnyie-funktsii
Органы государственной власти в России
Источник: //egevmeste.ru/organy-vlasti-rf.html
Кто осуществляет исполнительную власть в РФ: Конституция РФ
Согласно Конституции РФ, органом, осуществляющим исполнительную власть в РФ, выступает правительство. Оно управляет государственными делами и задачами, контролирует их реализацию. Однако только правительством исполнительная власть не ограничивается. Она реализуется системой и структурой органов, которые пребывают в иерархической взаимосвязи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Кто осуществляет исполнительную власть в РФ?
Понятие и правовые аспекты исполнительной власти
Исполнительная власть (ИВ) представляет собой комплекс функций по управлению делами государства, практическому осуществлению законодательных положений. Ее работа нацелена на удовлетворение нужд, защиту интересов населения и достигается средствами общественного, в основном, административного права. Исходя из ст. 110 Конституции, ИВ в России являет собой правительство.
Оно включает в свой состав председателя, его заместителей и федеральных министров. Иных глав, освещающих непосредственно принадлежность к ИВ в РФ, в Конституции нет. Правительство, наряду с главой государства, Федеральным собранием и судебными инстанциями, выступает высшим органом страны.
Свои обязанности оно реализует посредством работы министерств и ведомств, которые пребывают в строгом ему подчинении.
Статьи 110, 111 Конституции РФ
Председатель правительства определяется главой РФ с одобрения Госдумы. После его утверждения устанавливаются структура органов ИВ, приоритетные функции и цели, организуется их работа.
Система и структура исполнительной власти
Оба понятия достаточно схожи, но не идентичны и имеют характерные отличия, что обозначено в ст. 77, 112 Конституции.
Таблица. Сравнительное описание системы и структуры ИВ
ТерминологияОписание
|
статьи: Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). Президент Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти. Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.
Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.). Полномочия президента РФ:1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства 2) принимает решение об отставке Правительства 3) формирует и возглавляет Совет Безопасности 4) утверждает военную доктрину РФ 5) формирует Администрацию Президента 6) назначает: а) полномочных представителей Президента б) высшее командование Вооруженных Сил РФ в) дипломатических представителей РФ 7) назначает выборы Государственной Думы 8) распускает Государственную Думу 9) назначает референдум 10) подписывает и обнародует федеральные законы 11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране 12) осуществляет руководство внешней политикой РФ 13) вводит в стране военное положение 14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища 15) осуществляет помилование Выучить полномочия президента на тренажере Законодательная власть Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту. Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).
Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ 2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения 3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ 4) Назначение выборов президента 5) Отрешение президента от должности 6) Назначение на должность: а) Конституционного суда Верховного суда б) Генерального прокурора в) заместителя Председателя Счетной палаты Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ 2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ 3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности 4) Назначение на должности: а) Председателя Центрального банка б) Председателя Счетной палаты в) Уполномоченного по правам человека 5) объявление амнистии 6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере Исполнительная власть Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово – премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации. Полномочия Правительства РФ:1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет 2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии 3) осуществляет управление федеральной собственностью 4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности 5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью Выучить полномочия Правительства на тренажере Судебная власть Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Полномочия Конституционного Суда РФ:1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти;
в)между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере |
Система | Более общее понятие. Включает правительство, ведомства, министерства. Выделяются две ступени власти: федеральную и региональную — обе они формируют единую систему (ст. 77 Конституции). К первой относятся министерства, федеральные службы и агентства. К региональному уровню причисляют министерства, комитеты, департамент, главуправление. Субъекты устанавливают собственную систему ИВ, опираясь на предписания законодательства |
Структура | Уточняет государственные формирования, образующие систему, то есть определяются конкретные органы, должности, наделенные полномочиями в какой-либо сфере деятельности (министерство здравоохранения, транспорта, обороны, финансов, внутренних дел, культуры, морская коллегия, комиссия по законопроектам и так далее) |
Статья 112 Конституции РФ
Президент наделен главенствующей ролью в формировании системы и структуры ИВ. На уровне законодательства эти вопросы не регламентированы.
ВНИМАНИЕ! На основании собственных указов президент утверждает структуру правительственных элементов, редактирует ее. Но полномочия могут определяться не только распоряжениями главы страны, но и федеральной законодательной базой.
Правительство — высший исполнительный орган в РФ
Осуществление ИВ в России сопряжено с большой ответственность, поэтому отправные положения, регламентирующие работу правительства, закреплены законодательно главой 6 Конституции РФ, ФКЗ № 2 от 17.12.97 года, указах главы государства.
За свои действия оно отвечает непосредственно перед Президентом и активно взаимодействует со всеми высшими органами. Члены правительства не вправе становиться депутатами Госдумы. По инициативе Федерального собрания они должны являться на заседания и давать пояснения по требуемым моментам.
Правительство осуществляет взаимодействие непосредственно с президентом.
ВНИМАНИЕ! Глава страны, согласно Конституции, не причисляется ни к одной из трех ветвей власти: законодательной, судебной, исполнительной, однако в сфере последней за Президентом законодательно закреплен ряд полномочий, то есть фактически он вхож в нее.
Например, глава страны с одобрения Госдумы утверждает на должность или единолично снимает с нее председателя правительства, назначает и убирает других его членов. Президент самостоятельно регламентирует деятельность отдельных министерств (обороны, иностранных дел).
Также он может возглавлять собрание правительства, при этом постановления последнего по правовой силе ниже указов главы страны, то есть фактически руководит ИВ России не председатель правительства, а президент.
Но в целом высший орган ИВ сам принимает решения и осуществляет действия, отвечает за них. Правительство разрабатывает и вводит правовые документы без согласия на то президента.
Оно руководит и регламентирует работу всей единой системы исполнительных органов, строит взаимоотношения с судебной властью и Федеральным собранием.
В ст. 114 Конституции обозначен ряд обязанностей правительства РФ. В ее заключении указано, что орган вправе реализовывать и другие функции, предусмотренные иной законодательной базой, то есть подразумевается, что список, приведенный Конституцией, не является исчерпывающим.
Статья 114 Конституции РФ
Порядок формирования исполнительной власти
После вступления на пост главы государства запускается процедура создания органа ИВ. Президент должен сформировать правительство — круг своих помощников. Порядок утверждения председателя обозначен в ст. 111 Конституции и ст. 7 ФКЗ № 2 от 17.12.
97 года. Кандидатуру президент выдвигает на рассмотрение Госдумы в течение 14 дней с момента своего вступления на пост или отставки правительства. Вердикт выносится через 7 дней.
Если дума не одобрила претендента, президент в течение недели представляет нового.
При своем рассмотрении кандидат оглашает программу планируемой работы будущего правительства. Не более получаса он отвечает на вопросы, возникшие у членов Госдумы, далее собрание голосует за и или против назначения претендента на должность.
ВНИМАНИЕ! При трехкратном отказе в принятии кандидатуры, предлагаемой главой государства, последний вправе распустить данный орган, назначить новые выборы и утвердить председателя на основании собственного решения.
Такое законодательное положение подразумевает, что трехкратным отказом Госдума фактически голосует за свою отставку, при этом президенту Конституционным судом не запрещается предлагать на рассмотрение одного и того же претендента.
После утверждения председателя в течение семи дней им предоставляется список лиц для назначения на посты руководителей федеральных ведомств. Сроки, отведенные на создание каждого органа, в данном случае не регламентированы.
Снять с должности, отстранить от выполнения обязанностей вправе только президент. Это производится при:
- отставке;
- недоверии;
- невозможности продолжать исполнять обязанности (например, при проблемах со здоровьем).
При смещении с поста председателя осуществляется роспуск всех министерств и ведомств. Но функции за прежним правительством сохраняются до момента введения нового. На период до двух месяцев полномочия председателя могут выполняться его заместителем.
Заседания высшего исполнительного органа
Правительство собирается минимум один раз в месяц. Присутствует специальный Регламент, закрепляющий ряд обязательных норм. На собраниях обсуждаются темы, связанные с реализацией полномочий ИВ.
Обязательной составляющей правительства выступает президиум, решающий актуальные и оперативные моменты.
Согласно статье 115 Конституции, реализация правительством государственной политики осуществляется на основании издания правовой документации двух форм:
- постановления имеют наиболее важное значение. Утверждаются на заседаниях анием, заверяется председателем и его заместителем;
- распоряжение оформляется по актуальным и оперативным вопросам.
Также важным аспектом выступает контроль за их выполнением. Помимо разработки, на правительство возлагается обязанность следить за реализацией положений документации.
Считается, что это способствует достижению быстрого и правильного результата, поскольку контроль часто ложится на те же инстанции, которые издали соответствующую нормативную базу.
Вынесенные в ходе заседаний положения обязательно реализовываются на территории РФ всеми субъектами и уполномоченными органами.
ВНИМАНИЕ! Если акты ИВ на региональном уровне расходятся с распоряжениями Правительства РФ, приоритет присваивается последним.
Если постановления ИВ противоречат Конституции, президентским указам, федеральным законам, глава государства вправе их отменить.
Статья 115 Конституции РФ
Признаки и функции исполнительной власти в России
Правительство РФ создает единство системы ИВ, формирует ее и следит за работой отдельных органов. Оно передает субъектам на региональном уровне часть своих функций, опираясь на соответствующие соглашения.
Признаки ИВ в РФ:
- выступает обособленной ветвью госвласти, при этом пребывает в подчинении у законодательной;
- отличается организованной системой элементов;
- работа носит распорядительно-исполнительный характер, она постоянна и не прерывается;
- обладает материальной базой и властно-принудительными правами.
К функциям и полномочиям российской ИВ относятся:
- управленческая работа, реализующая госполитику в различных направлениях общественной жизни (образовательном, здоровьеохранном, научном, культурном и так далее);
- регулирование экономики, передвижения товаров, услуг, финансов;
- организация внешней политики РФ, обеспечение оборонного потенциала государства. Руководители военных ведомств подчинены президенту РФ, но весомые полномочия возлагаются и на ИВ. Последняя занимается снабжением оружием, техникой ВС, их материальной поддержкой, охраной границ государства. Правительство регулирует работу ФСБ с элементами ИВ;
- составление бюджета страны и контроль за его реализацией, предоставление отчета в Госдуму. Высший орган ИВ решает вопросы снижения дефицита бюджета, бесконтрольного роста его расходов;
- проведение денежного и финансово-кредитного регулирования;
- контроль за следованием нормам законодательства;
- гарантия безопасности граждан, противодействие преступности, охрана интересов населения;
- нормотворчество. Правительство вправе самостоятельно подготавливать законопроекты и представлять их в Госдуму;
- создание целевых программ на федеральном уровне;
- формирование условий для предпринимательства за счет реализации принципов рыночной экономики;
- управление собственностью на федеральном уровне;
- принятие мер по нормализации экономического положения в стране, исполнение гарантий по материальному и соцобеспечению различных категорий населения.
ВНИМАНИЕ! Без распоряжения правительства не вносятся в Госдуму положения об утверждении или отказе от налогов, о выпуске госзаймов и иные законодательные положения, предполагающие затраты, погашаемые за счет бюджетных средств.
Главенствующая роль в реализации ИВ в РФ отводится правительству, решающему вопросы государственного значения. Министерства и ведомства пребывают в подчинении у высшего органа и выполняют часть возложенных на них задач. Общая структура элементов ИВ формируется после избрания президента РФ и утверждения председателя правительства.
— Функции исполнительной власти в России
Источник: //yr-expert.com/kto-osushhestvlyaet-ispolnitelnuyu-vlast-v-rf/