После комментированияпроблемы исходного текста нужно научитьсяправильно определять авторскую позицию.
Позиция автора –это его взгляд на проблему исходноготекста, его предложения способов решениявопроса. Авторская позиция может бытьвыражена по-разному:
«1. Четко, прямо,непосредственно:
- в названии текста;
- в отдельных предложениях текста;
- через ряд аргументов.
2. Через модальныйплан текста:
- риторические вопросы;
- риторические восклицания;
- порядок слов;
- лексические повторы;
- оценочную лексику;
- модальные слова и частицы;
- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.»8
В текстахпублицистического стиля мнение авторапо проблеме чаще всего заявленонепосредственно, четко и выявлениепозиции писателя не составляет трудадля учащихся.
В текстах жехудожественного стиля оно завуалированопри помощи различных деталей, поэтомуне всегда правильно определяетсявыпускниками.
В этом случае поможетвопрос: «Каково ваше мнение об основнойпроблеме исходного текста? Как авторподводит вас к этому мнению? С какойцелью?» Обычно писатель незаметноподводит своего читателя к определенномувзгляду на поставленный вопрос, такимобразом, авторское и читательское мненияобычно тождественны. Определите своемнение об основной проблеме исходноготекста – оно поможет вам понять позициюавтора.
Содержание
Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация
Чаще всего мненияавтора и читателя по проблеме исходноготекста совпадают. Но формального согласиянедостаточно( «я разделяю с мнениеавтора»), необходимо сформулироватьтезис и подтвердить его аргументами.
Если же мнениеавтора не разделяется читателем, тонесогласие должно быть выражено этическикорректно. Можно использовать следующиеклише:
- «Автор, по-моему, не прав, утверждая, что…
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
- Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!»9
За правильнуюаргументацию собственного мнения попроблеме можно «заработать» 3 балла,опираясь на читательский опыт. Аргументамитакже являются
- имена исторических деятелей,
- названия событий,
- даты,
- цитаты,
- различные исторические факты,
- положения официальных документов,
- народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,
- примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.
Аргументация всочинении, как показывает опыт, – самыйтрудный этап работы для выпускников,так как небогатый читательский «багаж»и неумение применять знания на практике – распространенная «беда» современныхвыпускников.
Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений
Готовиться ксочинению в формате ЕГЭ нужнопоследовательно и систематично. Например,в 10 классе можно использовать на урокахрусского языка в качестве исходныхтекстов отрывки из художественныхпрограммных произведений, а некоторыевиды тематических контрольных сочиненийна уроках литературы заменить сочинениямив формате ЕГЭ, используя подобные тексты.
Практическаяпольза при этом большая: во-первых,увеличивается количество часов дляподготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часав неделю уроков русского языка дляподготовки к экзамену недостаточно);во-вторых, не будет «списанных» сочиненийиз готовых вариантов по традиционнымтемам (в Интернете, как говорят ученики,можно найти сочинение на любую тему);в-третьих, детальный анализ отдельныхтекстов художественных произведенийпозволит использовать их в качествеаргументов при написании контрольногоили экзаменационного вариантов;в-четвертых, повысится интерес у учащихсяк более глубокому чтению художественныхпроизведений.
Предлагаю вариантыработы с текстами из художественныхпроизведений. При выборе эпизода нужнопомнить, чтобы в нем затрагиваласьавтором какая-либо общественно значимаяпроблема и звучала позиция автора.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2237646/page:6/
Что такое авторская позиция? Способы выражения авторской позиции в тексте
Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.
Трансформация термина
Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений.
В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда литература как вид искусства отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо.
Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах.
Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом “смертью автора”. Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.
В зависимости от рода литературы и жанра произведения способ выражения оценки может быть различным. Наиболее сложная задача стоит перед писателями, работающими с пьесами или со стихотворениями, ведь они более ограничены в объеме, выборе средств.
Драма
Автор, создающий драматическое произведение, должен быть настоящим мастером слова. Ведь в его арсенале лишь реплики героев. Через речь он должен показать характер своего персонажа. Сам он присутствует в тексте лишь на уровне ремарок. Именно ремарки являются одним из способов выражения авторской позиции в тексте. Рассмотрим драму М.
Горького “На дне”. Авторская позиция по отношению к жителям ночлежки и сложившейся ситуации очевидна: обширные ремарки в начале каждого акта показывают нам ужасающие картины обстановки. Это обшарпанные стены, нависшие потолки, ободранные простыни, куча людей, безразличных друг другу.
Еще одним важным средством авторской оценки являются говорящие фамилии. Этот прием особенно активно использовался в 18 и 19 вв. Например, в пьесе Грибоедова “Горе от ума” герои – Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Фамусов – фамилия, произошедшая от английского “фэймос”, что означает “знаменитый”.
Молчалин и вправду старается молчать, чтобы не сказать лишнего и не потерять надежду на получение очередного чина. Скалозуб – всегда приветлив и нарочито учтив. Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора. Например, в драме А. Н.
Островского “Гроза” таким героем выступает Кулигин. Именно он выражает отношение к провинциальному городу Калинов: “Жестокие нравы, сударь, в вашем городе”.
В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: на смысловом и на языковом, внешнем. Любое лирическое произведение наполнено чувством, кроме того, стихотворения в большинстве своем являются воплощением авторских эмоций. Ведь не случайно поэтов часто ассоциируют с их лирическими героями.
На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при помощи эпитетов, олицетворениЙ, метафор, антитез, авторских неологизмов. Рассмотрим стихотворение Блока “Фабрика”. Свое отношение к происходящему поэт-символист выражает через мрачную цветовую гамму, он намеренно пишет нетрадиционно слово “жолтый”.
Это усиливает напряжение, придает стихам особую жесткость.
Эпос
В эпосе авторская позиция гораздо важнее, чем в лирике. Ведь в центре изображения эпического произведения какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст.
Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа. Один из самых популярных способов, к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления. В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах.
В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева “Отцы и дети”. Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова.
Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек – работник.
Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики. Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим.
Ведь в тексте присутствует масса , мнений и среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей.
Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам.
7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 – сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.
Выводы
Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.
Источник: https://FB.ru/article/171411/chto-takoe-avtorskaya-pozitsiya-sposobyi-vyirajeniya-avtorskoy-pozitsii-v-tekste