Правила законодательной техники, даже самые простейшие, возникли совместно с первым законодательством. На первоначальном этапе развития права правила по составлению законов являлись немногочисленными и примитивными.
Практика использования правовых норм тоже не обладала отличиями сложности, и приемы применение правовой техники сформировались конкретно в процессии ее осуществления.
Кратчайшая характеристика архаично-правовых норм позволяет выявлять такие приемы, дать оценки усилиям людей, которые осуществляли юридическую деятельность.
Содержание
Законодательные акты в архаичном праве
Писаные правовые нормы являлись немногочисленными, архаичное право обладало преимущественно устным характером. Древнейшие люди на протяжении множества столетий умели обходиться без письменной речи.
Замечание 1
Архаичное право представлено набором неписаных правил, устным образом передаваемых из поколения в поколение, в форме преданий, рассказов о разрешаемых казусах, в образе юридических по содержанию поговорок и пословиц, а также в форме конклюдентных действий.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В связи с этим существует столь немногочисленное количество примеров источников права письменной формы. Их по справедливости считают исключением из общего правила. Письменные правовые памятники формируются на более поздней ступени архаичного права, представляются своеобразным результатом предыдущего правового развития какого-либо народа.
К примеру, европейцы, которые исследовали Африканский континент в 20 веке, отмечали следующее. В африканском обычном праве не существовало юридических произведений:
- ни манускриптов по правовым вопросам;
- ни юридических текстов;
- ни изложенных на бумажном носителе исковых заявлений;
- ни ордеров на исполнение судебных постановлений;
- ни документов письменного видапо передаче имущества;
- ни судебных повесток;
- ни комментариев ученых докторов права.
Не существовало скрупулезного критического разбора текста парламентских актов, дебатов ученых в журналах о значимости какого-либо диапазона или параграфа судебного решения, процедурных дискуссий о представительстве либо форме обвинений.
Замечание 2
С большой долей вероятности возможным является предположение, что в древние века перечисленные черты были присущи не только Африке, но и всем регионам земли.
Первейшим писаным актом законодательства Древней Руси явилась Русская Правда. Правовой материал в ней не подразделялся на статьи.
Так в этом документе содержатся заголовки правовых текстов, такие как:
- «О челяди»;
- «Об убийстве»;
- «О закупе»;
- «О своде», и т. д.
Все это уже можно считать величайшем достижением для того времени.Но величайшим шагом вперед признано нормативное построение предложений в тексте, где отчетливым образом усматривается и гипотеза, и диспозиция. Если начинать разговор о языке, то на фоне бытовых, общих терминов мы довольно-таки редко, но все-таки встречаем и специфичные юридические термины, к примеру, истец.
Характеристика архаичного права
Замечание 3
Архаичное право обладало казуистическим характером. Оно было сформировано в итоге решения некоторых конфликтных случаев – казусов, при этом довольно-таки простейших по собственному содержанию.
Это явным образом замечается в первых правовых письменных источниках. В Законах 12 таблиц говорится: если совершивший кражу ночью человек был убит на месте, то убийство является правомерным. Если же кража совершается при свете дня и вор сопротивляется оружием, то необходимо созывать народ. Как видно, привязка правила поведения установлена применимо ко времени суток.
Наши предки не понимали, что абстрактное изложение норм может экономично расположить правовые нормы. Навыки абстрактного мышления формировались довольно-таки длительно. На первоначальном этапе общественного развития они были крайне не развитыми, по существу только рождались.
Казуальность норм Русской Правды отражена не столь ярким образом, как у первых письменных источников иных стран. На Руси все было иначе. Примером может стать одна из норм: холоп, который совершил душегубство, должен быть наказан половинным наказанием и даже легче. И тут следует объяснение данного положения: потому что он не является свободным.
Традиционно указываются следующие причины обнаруживаемого в Русской Правде тяготения к абстрактности:
- из юриспруденции Рима заимствовался способ юридического трактата в образе приема кодификации, где наблюдается склонность к прояснению и оправданию решения;
- оттуда же привносилось религиозно-нравственное содержание норма права.
Архаичное право обладало несистематизированным характером. В первоначальных памятниках права нагромождалось все: нормы по уголовным деяниям, нормы по имущественной сфере, торговые, земельные, семейные и пр.
Так, в Законах Хаммурапи первоначально изложены нормы процессуального и уголовного права, за ними идут нормы по земельному праву.
Тут же видны нормы торгового права, а потом опять приведены нормы уголовного права, а завершается текст бессистемным перечислением правил из числа разных областей жизни общества. Иные источники права также построены по принципу простейшего расположения материала.
Довольно часто изложение каких-то однородных правил поведения обрывалось тем, что отдельные нормы права, которые нельзя было соединить в какие-либо более обширные единые блоки, размещались на любое попавшееся место.
Замечание 4
Систематизация норм права является закономерным процессом на пути развития права. Отличным примером начинающейся систематизации послужили Институции Гая, где нормы права изложены по принципу отношения к людям, обстоятельствам и причинам, которые связаны с определенным иском.
В Салической правде также отмечаются признаки начинающейся процессии систематизации норм права. Там существуют разделы по кражам, которые произведены свободными и рабами, грабежах и нападениях, человекоубийстве и прочем, но не предпринимались попытки создания систематизации, основанной на общих понятиях и принципах права.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/arhaicheskoe_pravo/
Архаическое древнее право термин
Брекман.
В исторически первоначальных обществах упорядочивание общественных отношений при помощи общ.власти. Она представляла общество во внешних и внутренних конфликтах, выступала от имени общества, обладала монополией на принуждение. Властные решения, исходившие от общ.
власти исполнялись либо всем обществом, либо его уполномоченными представителями. Социально-значимые образцы поведения закреплялись обычаями. Обычай – общеобязательное правило поведения, получившее силу закона в результате повторения из поколения в поколения.
Публичная власть охраняла такие нормы, так как они упорядочивали отношения в обществе. Такие нормы принято называть мононормами.
Важно
Если в интересах племени было не уменьшать в результате внутренних распрей число соплеменников, то род, который жил, что называется, общим домом, заинтересован был в том, чтобы защищать себя и общее хозяйство.
Но на каком же принципе основывалась защита дома?
Очень рано, практически на бессознательном уровне, наши предки усвоили принцип эквивалентности: обвинение и контробвинение должны быть равноценными. Неслучайно уже в древнеегипетском обществе в качестве символа правосудия использовались две уравновешенные чашы весов. Чувство принципа эквивалентности, вероятно, пришло из экономической области, главной чертой которой является обмен товарами.
Так же как и обмен товарами, примирение оказалось бы невозможным, если бы штрафные санкции как таковые не рассматривались в качестве средств, способных возместить потери в результате совершенных правонарушений.
8.
Внимание
И она постепенно появляется. Хорошим примером начавшейся систематизации служат Институции Гая, где правовые нормы излагаются по принципу отношения к людям, причинам и обстоятельствам, связанным с конкретным иском.
В «Салической Правде» мы также можем усмотреть приметы начавшегося процесса систематизации правовых норм. Там есть разделы о кражах, произведенных рабами и свободными, о нападениях и грабежах, о человекоубийстве и др.
, но нет и попытки дать систематизацию, основанную на общих правовых принципах и понятиях.
Итак, в целом архаичное право — это царство казуистики, причем неупорядоченной.
В развитии казуистического права римлянам принадлежит выдающаяся роль.
Кроме того, письменные источники права создавались на поздней стадии развития архаичного права, в лоне церковного права, главным доказательством которого являлось испытание (огнем, водой и т.д.). До создания же письменных правовых памятников царствовало устное архаичное право, полностью основанное на объективном вменении.
Принцип эквивалентности при разрешении дел в переводе на современный язык означает принцип справедливости.
В результате возникновения вражды двух групп (родов, общин, семей) нельзя было заранее предугадать, чем она закончится, поскольку две враждующие между собой родовые группы могли уничтожить друг друга до последнего человека. В норвежском Законе о местном самоуправлении (Законе о провинции), вступившем в силу в 1200 г., даются описания трагических последствий, которые могли произойти в случае межродовой вражды.
Представление об этом четко выразил древнегреческий мыслитель Демосфен, назвавший право «изобретением и даром богов».
1Allot A. African law // In: An introduction to legal systems. 1968. P. 133.
1Ключевский В.О. Курс русской истории.
Т. 1. М., 1997. С. 245.
1См.: Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 14.
Юридическая этнология изучает архаическое право — такую стадию развития права, которую многие современные общества уже прошли. Однако этим не исчерпывается интерес юристов-этнологов.
По призна-
1 Пэнто Р., Гравитц М.
Курчевский: «В отношениях между людьми, принадлежащими к разным семьям, действует принцип талиона, в соответствии с которым кровная месть за убийство кого-либо из семьи не только является моральной обязанностью, но еще косвенно санкционирует и испуг перед блуждающим и мстительным духом жертвы» 1 .
Архаической правовой системе присущи отдельные санкции, которые значительно отличаются от санкций, предусмотренных современными правопорядками. В качестве примера можно привести такую санкцию, как изгнание из общества.
В случае совершения тяжкого преступления род отказывал индивиду в своей защите, что было почти равнозначно его смерти, так как его любой мог убить без всякой причины: «С момента изгнания он становился «отверженным» — диким лесным зверем вне человеческого сообщества.
Выяснение отношений путем применения боевых действий было обусловлено тем, что чрезвычайно трудно было привлечь обвиненного в преступлении к суду, заставить выступить свидетелей по делу.
Не существовало также гарантий того, что вынесенное судебное решение будет исполнено и что стороны не прибегнут даже при его наличии к силовому разрешению спорного вопроса.
Таким образом, применение архаичных норм права основывалось на взаимном доверии сторон.
7. Целью архаичного права было примирение сторон. Дело в том, что в результате возникновения вражды двух групп нельзя было заранее предугадать, чем она закончится, ибо две враждующие между собой родовые группы могли уничтожить друг друга до последнего человека.
Курчевский различает табу, имеющие значение только для самих индивидов и членов их семей, и табу, нарушение которых угрожает благополучию всего общества: «Публичное вмешательство наступает лишь в двух случаях: когда происходит нарушение относительно важных для самой культуры запрещений и когда происходят частые нарушения запрещений. В обоих этих случаях в основе реакции общества лежит определенное убеждение, что некоторые поступки индивида могут обрушить гнев оскорбленных сверхъестественных сил и на других членов местной группы» .
Наряду с правовыми запретами в архаических обществах существуют нормы, основанные на принципе эквивалента: «око за око, зуб за зуб». Наиболее характерный пример — институт кровной мести.
Э. Ан-нерс считает, что феномену кровной мести можно найти биологическое объяснение: желание выжить, которое предполагает готовность к возмездию.
Ефрона
Этапы (стадии) правообразования — последовательно сменяемые друг друга ступени прогрессирующего движения права. Разность методологических подходов исследователей к этой проблеме обусловила две позиции. Согласно одной из них признается так называемое догосударственное право, т.е.… … Элементарные начала общей теории права
Правовой обычай (Обычное право) исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории… … Википедия
Правовой обычай сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества.
Наука появилась гораздо позже.
Многие наши современники тоже не задумываются над тем, какую норму они выполняют.
Более того, для многих людей кощунственно будет звучать даже сама постановка такого вопроса: ты не убиваешь других людей только потому, что за нарушение этой правовой нормы получишь суровое наказание? Для них «не убей» — это одновременно и правовая, и религиозная, и моральная норма, и норма обычаев и т. д.
, т. е. норма единая и недифференцированная. Задачей же ученых является «расщепить» столь сложные явления социальной действительности, как социальные нормы, и внести ясность, достичь более глубокого, дробного их понимания.
Следовательно, никаких «мононорм» в первобытном обществе не существовало.
Подбор пастырских правил производился разновременно и разными людьми, причем относящимися к различным поколениям.
Нет нужды говорить о том, что архаичное право не знало деления на отрасли и, в частности, на первом этапе даже не выделялось право уголовное и гражданское.
Впрочем, в первых правовых памятниках мы можем все же вычленить и зачатки норм гражданского права, но в целом эти памятники представляют собой засилье уголовно-правовых норм. Иногда бывает затруднительно сказать, является ли какая-либо норма уголовно-правовой или гражданско-правовой.
Одно и то же деяние в архаичном праве может трактоваться или как уголовное, или как гражданское в зависимости от обстоятельств, т.е.
В частности, мы справедливо может задаться вопросом, что же это за право, если отсутствуют элементарные правовые понятия, техника разрешения споров, не проводится различие между гражданскими и уголовными делами и т.д. (отсюда и применяется для обозначения древнего права термин примитивное право ).
В континентальной Европе архаичное право зародилось тогда, когда уже Римская империя распалась. В германских королевствах оставались лишь одни обрывки римского права, а точнее, сохранилась лишь память о римском праве и часть его терминологии и правил. Конечно, это было упрощенное, популяризированное и испорченное римское право.
Понятие[править | править код]
Архаическое (обычное) право — отдельный исторический тип права, основанный на дологическом мышлении.
Признаки[править | править код]
Архаическому праву присущи следующие признаки:
- преобладает в доиндустриальном обществе;
- в большинстве случаев носит устную форму, иногда архаическое содержание может быть присуще и письменным памятникам права, например законам Хаммурапи;
- необходимо наличие особой юридической ментальности (дологической, мистической).
Виды и санкции архаического права[править | править код]
Выделяют два основных вида архаического права — это судебный поединок и ордалии.
Под поединком понимается особая процессуальная форма рассмотрения споров.
Источник: https://realkonsalt.ru/arhaicheskoe-drevnee-pravo-termin