В чем разница следствия от дознания. Сущность, задачи и виды предварительного расследования. Отличие дознания от предварительного следствия

Формы предварительного расследования, их соотношение: общее и различия

В чем разница следствия от дознания. Сущность, задачи и виды предварительного расследования. Отличие дознания от предварительного следствия

Материал из CrimLib.info

Предварительное расследование — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела.

Правом производить предварительное расследование наделены органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель, начальник специализированного подразделения дознания, руководитель следственного органа, следователь. На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса — подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, специалист, свидетель и т.д.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах (видах):

1) предварительное следствие

2) дознание.

Предварительное следствие

Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относитк этому виду производство по большинству уголовных дел (ст.

151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме следователем.

Предварительное следствие ведется следователями следующих ведомств: Следственного комитета РФ, органов внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, его могут осуществлять руководители следственных органов, поскольку на них распространяются все полномочияследователей (ст. 39 УПК РФ). Закон наделяет необходимыми полномочиями следователя (ст. 38 УПК РФ), который, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

Дознание

Дознание представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223–225). В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

«Ускоренное» расследование преступлений производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток изаканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания — 60 суток.

В необходимых случаях, например, связанных с проведением судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст.

453 УПК РФ), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.

1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.

Соотношение

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общимчертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делуфактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимымипроцессуальными полномочиями, которые носят властныйхарактер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяютсякак на предварительное следствие, так и на дознание.

Как правило, различие дознания и следствия производится последующим основаниям:

1. По органам и должностным лицам.

Органы дознания — это государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). Все права органа дознания предоставлены его руководителю, т.е. предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания».

Непосредственное расследование преступлений в форме дознания, как правило, по поручению начальника органа дознания или руководителя специализированного подразделения дознания осуществляют специально уполномоченные должностные лица. В законе они именуются дознавателями.

На практике различные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют: «штатные» и «разовые» сотрудники органа дознания. Когда речь идет о «штатных» дознавателях, то имеются ввиду сотрудники специализированного подразделения дознания, наделенных правом вести расследование.

«Разовые» дознаватели — этосотрудники, осуществляющие функции дознания наряду с несением своих основных профессиональных (служебных) обязанностей в сфере административной и оперативно-розыскной деятельности.

Например, в органах внутренних дел это: участковый инспектор, сотрудник уголовного розыска и ОБЭП, работник ГИБДД и другиедолжностные лица органов внутренних дел с учетом требований, изложенных в ч. 2 ст. 41 УПК РФ.

2. По срокам.

Как уже упоминалось, для производства предварительного следствия законом установлен двухмесячный срок, а срокпроизводства неотложных следственных действий — 10 суток. Для «ускоренного» (упрощенного) дознания предусмотрен срок в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок можетбыть продлен прокурором до 30 суток, т.е. максимальный срок дознания — 60 суток.

Закон содержит предписания на случаи, когда дознание не укладывается в этот срок. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

3. По степени процессуальной самостоятельности

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме, как правило, следователем, имеющим более высокий процессуальныйстатус, чем дознаватель.

Источник: https://crimlib.info/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,_%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F

Дознание как форма предварительного расследования

В чем разница следствия от дознания. Сущность, задачи и виды предварительного расследования. Отличие дознания от предварительного следствия

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв­ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея­тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за­дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

    • в общих условиях предварительного расследования,
    • в единых способах собирания и проверки доказательств,
    • в одинаковых требованиях по обес­печению прав и законных интересов участвующих лиц,
    • в иден­тичных средствах государственного принуждения и т.д.

И доз­наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль­ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон­троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу­ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га­рантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование боль­шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред­варительного следствия.

В свою очередь, дознание является уп­рощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь­шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

Виды дознания:

    1. производство неотложных следственных действий, осущест­вляемых органами дознания в определенных случаях при на­личии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст.

      157 УПК РФ);

    2. собственно дознание (“упрощенное” расследование – в некоторых учебниках) (ст. 223-225 УПК РФ);
    3. сокращенное дознание (ст. 226.1-226.9 УПК РФ) – введено в марте 2013 года.

Первый вид дознания рассчитан на случаи, когда следова­тель в силу объективных причин перегружен или следственно-оперативной группы нет на месте ввиду командировки, выполнения срочной работы по другому уголовному делу.

Вместе с тем в УПК РФ производство неотложных следственных действий четко не отнесено ни к дознанию, ни к предварительному следствию.

Второй вид представляет собой собственно дознание, т.е. «уско­ренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сро­ках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223-225) по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме и при наличии одновременно следующих условий:

    • уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей ст. 150 Кодекса;
    • подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
    • отсутствуют предусмотренные ст. 226.2 Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про­водится по тем же правилам, что и предварительное следст­вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно­стей.

Отличие дознания от предварительного следствия:

    1. В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, со­гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст­вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис­ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания.

      Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

    2. В субъектах. Так, дознание по уголовным делам осуществ­ляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, преду­смотренных п. 7, 8 ч. 3 ст.

      151 УПК, дознание может прово­диться следователем (в частности, по уголовным делам, связан­ным со специальным правовым статусом подозреваемого или потерпевшего дознание проводится следователями Следствен­ного комитета при прокуратуре РФ).

    3. В сроках.

      Так, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые к тому же имеют свои преде­лы, регламентированные ч. 4, 5 ст. 223 УПК. Поэтому если доз­наватель не может закончить расследование в установленный законом срок, то уголовное дело подлежит передаче для даль­нейшего производства следователю.

    4. В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию.

      Так, в ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет­ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта (до этого, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого).

      В связи с этим законодатель предусматривает особую, спе­цифическую” процедуру придания лицу статуса подозреваемого, характерную исключительно для дознания — направление уве­домления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.

      1 УПК); в ходе предварительного следствия лицо в зависимости от характера совершенно­го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де­ла может получить статус обвиняемого на любом этапе.

    5. В способе формирования позиции стороны обвинения для по­следующего судебного разбирательства.

      Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини­тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

      Предварительное след­ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение.

    6. В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля.

      Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с проку­рором целый ряд процессуальных решений, а также направляе­мых в суд ходатайств.

      Помимо этого в ведении прокурора нахо­дятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и са­моотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направ­лении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д.

      В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с пра­вом их отмены или частичного изменения, утверждение обви­нительного акта и множество других процессуальных полномо­чий. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям.

      Ведомственный контроль за ходом предварительного следст­вия осуществляет руководитель следственного органа. Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст.

      401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

    7. В форме окончания предварительного расследования. Дознание может оканчиваться прекращением уголовного де­ла (гл. 29 УПК) и его направлением в суд с обвинительным ак­том (ст. 225, 226 УПК). Кроме того, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия. Для предварительного следствия характерны такие формы оконча­ния расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК). Помимо этого предварительное следствие может оканчиваться и еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/doznanie-kak-forma-predvaritelnogo-rassledovaniya

Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

В чем разница следствия от дознания. Сущность, задачи и виды предварительного расследования. Отличие дознания от предварительного следствия
Определение 1

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:

  1. Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
  2. Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
  3. Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Признаки, по которым отличается дознание и предварительное следствие

Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести.

Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка.

Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.

Замечание 1

В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.

Еще один признак отличия дознания от предварительного следствия заключается в процессуальном режиме. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия ведутся не больше десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.

Этот срок не может быть продлен (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Дела, по которым расследование исчерпывается только дознанием, неотложные следственные действия ведутся в течение тридцати суток с момента возбуждения уголовного дела.

Этот срок может продлить надзирающий прокурор, но не больше, чем на 30 суток.

В случае производства предварительного следствия устанавливается срок в 2 месяца для расследования с момента возбуждения уголовного дела. По окончанию его потерпевший, ответчик и их представитель по ходатайству имеют право ознакомиться с материалами законченных расследований полностью или по частям, выписать нужную информацию и заявить различные ходатайства.

По окончанию дознания подобные права имеют только потерпевшие или их представители в соответствии с ходатайством. Определяя, чем отличается дознание от следствия, следует отметить, что по сравнению со вторым, первое более упрощено. Это обусловлено тем, что знакомство с материалами оконченного расследования осуществляют лишь обвиняемый, защитники, потерпевшие и их представители.

По делам, где обязательным является предварительное следствие, следователи имеют право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, производстве соответствующих действий следствия, об исполнении постановлений в области задержания, привода, ареста, о производстве прочих процессуальных действий.

Замечание 2

Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание.

Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве.

Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу.

Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий.

Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др.

Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/otlichija-doznanija-ot-predvaritelnogo-sledstvija/

Юридичка
Добавить комментарий