Бюджетное право понятие предмет основы и источники. Бюджетное право

Источники бюджетного права. Понятие бюджетного права. Принципы и субъекты бюджетного права

Бюджетное право понятие предмет основы и источники. Бюджетное право

Практически во все времена человечество стремилось достигнуть наиболее удачной социальной организации. Изначально подобной являлась племенная община. Позднее люди поняли, что такая формация не позволяет раскрыться человеческому гению целиком.

То есть формальность всех отношений не позволяла объединить в пределах общины большое количество индивидов.

Поэтому в процессе поисков люди поняли, что социальные формации, а точнее, отношения в них, должны регулироваться не только религиозными, патриархальными или иными примитивными нормами, но также своеобразными моральными. Так появилось право.

А появление в мире этого универсального регулятора общественных отношений привело к тому, что люди сумели перейти на новый уровень социальной организации. Таким образом в мире начали возникать государства.

Сегодня на планете просто огромное количество стран. Это свидетельствует о высоком уровне развития социальной организации общества, которая, в свою очередь, существует благодаря национальным системам права. Однако каждое государство считается таковым лишь при наличии определённых признаков. Одним из них является внутренняя экономика.

Следует отметить, что финансовая жизнь государства – это один из основных показателей его развитости. В свою очередь, ключевым аспектом финансового сектора любой страны является бюджет. Абсолютно все действия, осуществляемые с ним, регулируются правом.

Большое количество регулирующих норм в данной сфере долгое время накапливались, что привело к появлению бюджетного права, о котором пойдёт речь в статье.

Финансовый сектор государства

Бюджет и бюджетное право – это лишь производные элементы от финансового сектора национальной экономики государства. В данном случае мы рассматриваем особенности бюджетной отрасли в рамках законодательства Российской Федерации.

Но, исходя из особенностей государственной казны, о которых пойдёт речь далее в статье, её регулирующая отрасль права является частью иной юридической структуры. Следует отметить, что достаточно длительное время бюджетное право было лишь институтом финансового. Однако накопление большого количества норм и возрастание важности привели к отделению бюджетного института в отдельную отрасль.

Таким образом, финансовый сектор государства можно условно поделить на несколько составляющих, а именно: сфера бюджета и сфера экономического состояния.

Перед непосредственным рассмотрением особенностей бюджетного права необходимо разобраться в ключевых факторах прародительницы данной отрасли. Таковой является на сегодняшний день финансовое право.

Эта юридическая отрасль есть не что иное, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования, а также расходов публичных денежных фондов, которые являются необходимыми в процессе реализации публичных функций.

Таким образом, если бюджетное право регулирует исключительно бюджет, то финансовое – распределение денег из этого бюджета. Конечно, подобное определение является крайне «урезанным», однако оно наиболее точно показывает дифференциацию двух представленных правовых отраслей.

Необходимо также отметить тот факт, что финансовое право также рассматривается как правовая дисциплина. Её изучают и преподают в юридических заведениях РФ с целью подготовки высококвалифицированных юристов.

Государственный бюджет как источник появления бюджетного права

Стоит отметить, что финансовое право, бюджетное право – это отрасли, которые так или иначе связаны с государственной казной. Различие проявляется лишь в разных формах этой связи.

Это значит, что необходимо, прежде всего, рассматривать основной камень преткновения – государственный бюджет. Казалось бы, практически каждый гражданин России знает, что собой представляет казна страны.

Однако в реальности все гораздо сложнее, чем это себе «рисуют» рядовые граждане.

Таким образом, государственный бюджет – это документ, имеющий силу законодательного акта, в котором прописываются все без исключения схемы деятельности государственных органов, служб, а также порядок проведения ими финансовых программ, на которые тратятся бюджетные средства.

Помимо этого, в представленном документе определяются размеры отчислений из казны России с целью удовлетворения деятельности публичной органов, служб, органов местного самоуправления и т. п. Следует отметить тот факт, что все отчисления пропорциональны ожидаемым бюджетным поступлениям.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что бюджетом в равной степени является финансовый прогноз на год и по совместительству «денежный» источник работы государственной власти.

Но бюджет не появляется просто так. Его каждый год издают высшие органы законодательной власти. Данный процесс, а также иная деятельность, связанная с государственной казной, на законодательном уровне регулируется бюджетным правом.

Понятие бюджетного права

Бюджетным правом называется отрасль национальной юридической системы Российской Федерации, которой регулируются существующие основы устройства государства в рамках существующего бюджета, а также процессы его формирования, исполнения, контроля за его исполнением и деятельность субъектов бюджетного права.

Следует помнить, что данная отрасль регулирует не только казну на национальном уровне, но и процессы, возникающие на уровне субъектов Федерации.

Таким образом, понятие бюджетного права охватывает не только процесс регулирования общенациональный, но также бюджетные правоотношения непосредственно внутри структурных элементов Российской Федерации.

Среди учёных постоянно возникают споры по поводу места бюджетного в национальной системе права. Возникновение подобной проблематики вполне логично, ведь изначально, как уже было указано, данная отрасль представляла собой институт финансовой.

На сегодняшний день существует два основных подхода к видению бюджетного права. С одной стороны, это подотрасль, с другой – вполне самостоятельная правовая отрасль, независящая от других. Конечно, больше приверженцев на стороне самостоятельности бюджетного права.

Ведь представленная отрасль имеет собственный субъектный состав, источники и, что самое главное, предмет правового регулирования.

Предмет бюджетного права

Предмет бюджетной отрасли – это один из основных факторов, который выделяет её в самостоятельную отрасль в национальной юридической системе. Таким образом, нормы бюджетного права регулируют следующие виды общественных правоотношений:

– формирование бюджетных доходов, целью которых является повсеместное пополнение государственной казны;

– координация и жёсткий контроль всех без исключения бюджетных расходов;

– подготовка бюджетного закона путём реализации бюджетного процесса с приведением в жизнь всех его стадий;

– контроль за использованием и реализацией бюджета;

– приведение к ответственности всех лиц, которые тем или иным образом нарушают бюджетное законодательство на территории Российской Федерации;

Таким образом, предмет бюджетного права полностью охватывает все возможные правоотношения, которые возникают в процессе использования государственной казны.

Бюджетные нормы права

Непосредственное регулирование предмета бюджетного права осуществляется при помощи специальных правовых норм. Как и иные виды норм тех или иных правовых отраслей, бюджетные имеют стандартную структуру, которая состоит из трёх элементов, а именно: гипотезы, диспозиции и санкции.

Некоторые учёные утверждают, будто санкций в бюджетном праве, а точнее, в нормах этой отрасли, нет. Другими словами, бюджетным правом не предусмотрена ответственность за нарушения.

Однако подобное утверждение ошибочно, так как в некоторых законодательных актах РФ, о которых пойдёт речь далее в статье, предусмотрены санкции за нарушения бюджетного режима.

Виды бюджетных норм

Следует отметить, что бюджетное право является одной из немногих отраслей, в которых присутствуют как процессуальные, так и материальные нормы. Таким образом, в его материальной части закреплены положения о структуре государственной казны, перечень поступающих доходов, расходов, процесс их распределения и т. д.

Процессуальные нормы чаще всего используют во время составления, рассмотрения и учреждения бюджетного закона. Иными словами, ими регулируются отношения, возникающие в процессе создания нормативного акта государственного бюджета России.

Также подобные нормы регулируют все процессы, которые так или иначе связаны с исполнением положений бюджетного закона.

Субъектный состав отрасли

Учитывая специфику бюджетного права, следует отметить наличие особых субъектов при фактической реализации регулирования общественных правоотношений. Субъекты бюджетного права условно делятся на три большие группы:

1) Непосредственно государство, а также иные административно-территориальные образования.

2) Органы исполнительной власти (центральные и субъектов Российской Федерации).

3) Организации муниципального и государственного типа.

Представленные выше группы показывают, что субъекты бюджетного права – это в большей степени государственные образования, относящиеся к разным ветвям власти. То есть именно субъекты организовывают исполнение бюджета путём координации движения бюджетных средств. Также следует отметить, что именно за ними закрепляется обязанность контроля фактического исполнения бюджетного законодательства.

Источники отрасли

Источники бюджетного права – это совокупность внешних форм выражения норм, принципов и системы данной отрасли. Другими словами, источниками можно назвать конкретные нормативные акты, в которых закреплены бюджетные нормы права. На сегодняшний день последние можно найти в трёх основных нормативных актах, а именно в:

– Конституции РФ;

– Бюджетном кодексе РФ;

– Законе о федеральном бюджете, который издаётся ежегодно.

Таким образом, источники бюджетного права имеют свою иерархичную структуру, которая позволяет эффективно реализовать нормы представленной в статье правовой отрасли.

Роль бюджетного законодательства

Все без исключения источники бюджетного права, а точнее, положения их нормативных актов, строятся на конституционных принципах. Поэтому главный нормативный акт Российской Федерации закрепляет в себе ключевые положения бюджетной организации в стране.

Что касается ежегодного закона о бюджете, то это больше процессуальный акт, с помощью которого денежные средства страны фактически распределяются между соответствующими органами государственной власти. Наиболее важным нормативным актом является Бюджетный кодекс РФ.

Именно в нём закреплены понятия о субъектном составе отрасли, принципы бюджетного права, его функции, а также основы бюджетного режима вообще.

Источники бюджетной отрасли в науке

Источники бюджетного права играют большую роль для одноимённой науки. При подготовке высококвалифицированных юристов относящиеся к бюджетной отрасли нормативные акты неоднократно изучаются для постижения всех подводных камней.

При этом наибольшее значение имеют ежегодные законы о бюджете, так как по ним можно увидеть тенденцию развития всей экономической системы государства.

Таким образом, источники бюджетного права, общая характеристика которых была дана в статье, во многом помогают начинающим юристам познакомиться с данной отраслью.

Система отрасли

В плане структурного распределения правовых норм бюджетное право не является исключением. Система бюджетного права имеет стандартный вид. В неё входят два элемента: общая и особенная части. В каждый элемент входят нормы, регулирующие те или иные бюджетные процессы.

Например, в общую часть включены принципы бюджетного права, его структура, понятие норм, а также иных важных статистических институтов.

Особенная часть – это в большей степени совокупность норм, которыми регулируется непосредственно бюджетный процесс и деятельность по контролю за исполнением бюджетного закона.

Заключение

Таким образом, в статье представлены понятие, источники бюджетного права и иные особенности этой отрасли. Следует отметить, что эта часть правовой системы РФ является одной из наиболее важных, так как от неё зависит экономическое положение дел в стране.

Источник: //FB.ru/article/224030/istochniki-byudjetnogo-prava-ponyatie-byudjetnogo-prava-printsipyi-i-subyektyi-byudjetnogo-prava

Бюджетное право как подотрасль финансового права: понятие, предмет, метод, система

Бюджетное право понятие предмет основы и источники. Бюджетное право

Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. осуществления государственных и муниципальных заимствований;
  3. регулирования государственного и муниципального долга;
  4. составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
  5. привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.

Метод бюджетного права

Метод правового регулирования – совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Поскольку бюджетное право – это подотрасль финансового права, то регулирование бюджетных отношений осуществляется тем   же   методом,   что   и   регулирование   финансовых   отношений,   –   императивным методом.

Императивный (административно-правовой) финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.

Однако с развитием рыночных отношений в стране, обусловивших изменения бюджетного законодательства РФ, в отдельных случаях при регулировании бюджетных отношений допускается диспозитивный (гражданско-правовой), договорный метод.

Бюджетный кодекс РФ допускает в ряде случаев использование договорного способа регулирования бюджетных отношений, а иногда прямо обязывает заключать договоры; данный Кодекс содержит указание на два типа договоров:

  1. договоры, сторонами которых выступают публично-правовые образования или их органы (например, договор между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти автономного округа о разграничении налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (п. 4 ст. 56 БК РФ).
  2. договоры, одной стороной которых является публично-правовое образование или его орган, а другой – частные лица (например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора. Так, согласно ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу. Такие договоры являются гражданско-правовыми и заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, о чем прямо говорится в ст. 80, 93.1 и др. БК РФ).

Таким образом, в способе регулирования бюджетных отношений происходят существенные изменения: наряду с основным методом бюджетного права – императивным, получает развитие и диспозитивный метод правового регулирования, при котором основанием возникновения прав и обязанностей сторон является договор, а стороны договора юридически равны.

Таким образом, можно отметить, что метод бюджетного права включает в себя:

  • общетеоретические методы (императивный, диспозитивный);
  • методы финансового права (централизованное и децентрализованное регулирование);
  • метод бюджетного контроля (осуществление контроля со стороны государства);
  • метод бюджетных трансфертов (специфический для бюджетного права).

Система бюджетного права

Система бюджетного права (по Д.Л. Комягину) включает:

  1. обu0019щую часть (изучает общие поu0019нятия, принципы, полномочия и т.д.);
  2. особенную часть, которая включает в себя:
    • основные институты бюджетного праu0019ва (бюджетные расходы и доходы; бюджетное устройство; бюджетный процесс ; государственный долг и государственный кредит);
    • институты вспомогательные, которые могут трансфорu0019мироваться с изменением законодательства или экономических условий (ответственность за нарушения бюджетного законоu0019дательства; бюджетный контроль).

Система бюджетного права по Т.В. Конюховой

См.: Конюхова Т.В. Институты бюджетного права Российской Феu0019дерации: научно-u0019практическое пособие. – М., 2009.

Т.В. Конюхова выделяла следующие инu0019ституты и субинституты бюджетного права:

  1. институт бюджетного устройства;
  2. институт доходов (триедин и состоит из субинститутов):
    • доходы федерального бюджета;
    • доходы бюджетов субъектов РФ;
    • местные доходы;
  3. институт расходов бюджета, в котором выделяются субu0019институты:
    • расходных обязательств РФ;
    • расходных обязательств субъектов РФ;
    • местных расходных обязательств;
    • бюджетных ассигu0019нований;
  4. институт сбалансированности бюджета, включающий субинституты:
    • дефицита бюджетов бюджетной системы РФ;
    • бюджетного кредита и использования нефтегазовых доходов бюджета;
  5. институт государственного и муниципального долга, включающий субинституты:
    • государственного долга субъu0019екта РФ;
    • муниципального долга;
    • внешних долговых требований РФ;
  6. институт межбюджетных трансфертов, в который вклюu0019чены субинституты:
    • дотаций;
    • субсидий;
    • субвенций;
  7. институт государственных внебюджетных фондов;
  8. институт бюджетного процесса, включающий субинстиu0019туты:
    • полномочия участников бюджетного процесса;
    • бюджетu0019ные полномочия при временном финансовом управлении;
    • основы составления проектов бюджетов;
    • основы рассмотреu0019ния и утверждения бюджетов;
    • исполнение бюджетов;
    • исполu0019нение судебных актов о взыскании из бюджетов бюджетной системы РФ;
    • внешняя проверка исполнеu0019ния бюджетов;
  9. институт бюджетного учета и отчетности;
  10. институт государственного и муниципального финансоu0019вого контроля;
  11. институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

 

Источник: //jurkom74.ru/ucheba/biudzhetnoe-pravo-kak-podotrasl-finansovogo-prava-ponyatie-predmet-metod-sistema

Юридичка
Добавить комментарий